Инклюзивное образование
Инклюзия в детском саду — это важный аспект современного образования, который подразумевает создание равных возможностей для всех детей, независимо от их особенностей. Концепция инклюзивного обучения приобрела популярность, так как общество все больше осознает ценность каждого и необходимость интеграции учащихся с особыми потребностями в образовательный процесс. В статье рассмотрим основные принципы концепции, ее преимущества и трудности реализации, организационные решения, которые помогают создать поддерживающие и комфортные условия.
Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких – уровней. С текстом документов можно ознакомиться на портале муниципальной методической службы города Красноярска (КИМЦ) пройдя по ссылке https://kimc.ms/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/
На сайте министерства просвещения создан раздел "Дети с особыми образовательными потребностями". В разделе представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие обучение детей с особыми образовательными потребностями и методические рекомендации. Ссылка на страницу: https://clck.ru/Jirfb
Организация инклюзивного образования в ДОУ
Это важный шаг к формированию общества, основанного на тезисах равенства и доступности. Инклюзия подразумевает включение воспитанников с разными потребностями в образовательный процесс, чтобы каждый ребенок развивался в комфортной и поддерживающей обстановке.
Основные шаги:
-
Обучение и повышение квалификации педагогов и персонала в области работы с детьми с ограничениями здоровья.
-
Адаптация физической среды, игровых и учебных пространств, чтобы они были безопасными и доступными.
-
Составление ИОП для воспитанников с особыми потребностями с учетом их особенностей, способностей и возможностей.
-
Взаимодействие с родителями, установление тесного контакта для обеспечения поддержки, обмена информацией и совместного планирования обучения.
-
Интеграция экспертов: привлечение психологов, логопедов, дефектологов, соцработников для оказания дополнительной помощи детям и их семьям.
-
Использование специальных методик и технологий. Применение дифференцированных подходов к обучению и развитию, адаптированных учебных материалов.
-
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения и соцзащиты для получения комплексной информации о состоянии здоровья и нуждах детей.
-
Поддержка со стороны администрации ДОУ: выделение ресурсов для реализации инклюзивного образования, включая финансовые, материальные и человеческие.
-
Формирование уважения и принятия различий, тренировка навыков взаимодействия и сохранение дружеских отношений между сверстниками.
-
Регулярное отслеживание и анализ результативности действий, а также своевременная корректировка подходов и стратегий на основе полученных данных.
-
Работа по повышению осведомленности о ценностях и преимуществах этой системы, чтобы формировать поддерживающее и открытое отношение к детям с ООП.
Задачи ФГОС и ФОП в отношении детей с ОВЗ
Основные задачи ФГОС и ФОП:
-
Подготовка условий для доступности ресурсов: все воспитанники, независимо от их физических, психологических, интеллектуальных и других особенностей, имеют равный доступ и могут реализовать свой потенциал.
-
Индивидуализация: разработка и реализация индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ, адаптация учебных планов, методик.
-
Инклюзивная среда: возможность учиться вместе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья.
-
Организация своевременной диагностики и коррекции, а также оказание требуемой помощи с самого раннего возраста.
-
Подготовка и повышение квалификации педагогов, формирование у них навыков, необходимых для реализации этой модели.
-
Сотрудничество с родителями. Вовлечение семей детей с ОВЗ в образовательный процесс, консультирование их по вопросам, налаживание совместной работы по развитию.
-
Междисциплинарный подход. Сотрудничество работников разных сфер (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов) для комплексной поддержки воспитанников.
-
Мониторинг и оценка результатов, уровня достижений и прогресса учащихся, а также корректировка программ на основе полученных данных.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед: диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте); консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы; организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель: проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог: организует взаимодействие педагогов; оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов; проводит консультативную работу с родителями. На каждого ребенка заведена карта и составлен индивидуальный план работы с учетов возрастных особенностей. Результатом деятельности такой работы, выравнивание уровня ребенка до нормы.
Музыкальный руководитель: осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре: осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности дошкольников.